Опросы

В общении со своими родителями (мамой или папой) ты
 

Yandex Метрика

Яндекс.Метрика


Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates

Идеальный вариант, или Игра во все хорошее
Добавил(а) Administrator   
26.05.10 20:06

Идеальный вариант, или Игра во все хорошее

Ради чего проводится аттестация? Сразу же вспоминаются разряды и оплата, приходят на ум известные соображения об учете и контроле. Все это так. И все же, если на время оставить в стороне «учрежденческую» сторону дела, зачем все это нужно? Зачем существует учет и контроль? Ради чего выясняется педагогическая квалификация, уровень педагогических работников? В конечном счете, задача аттестационных процедур в том, чтобы помочь и администрации, и учителям создать новые стимулы к труду, и профессиональному росту, улучшить рабочую обстановку в школе.

Идеальный вариант аттестации, с позиции психолога (впрочем, видимо, и с других позиций), состоит в том, что она помогает школе и людям, которые в ней работают. И даже если этот идеал кажется труднодостижимым, все же лучше ориентироваться на него, чем на антиидеалы («это никому не нужно», «бессмысленная трата сил» и т.д.). Психологи давно обнаружили, что отношение человека во многом создает его мир. («Жизнь это то, что мы о ней думаем»). Даже если не очень похоже, что администрация сгорает от желания помочь учителям в профессиональном продвижении, сыграйте, притворитесь, что вы ищете в аттестационных мероприятиях собственные ориентиры, только притворяйтесь по-настоящему. Способов здесь немало, и они наверняка содержатся в багаже вашего жизненного и профессионального опыта. Внутренне собраться, провести методическую «инвентаризацию, подумать, что нового добавилось к вашему педагогическому багажу за последнее время, кто этого не знает? Все это можно назвать профессиональной самохарактеристикой - самооценкой. Дело не в том, сколько баллов вы себе поставите или какой ярлычок наклеите на свои результаты. Результат самооценки важен для ориентации в том, что вы уже сделали, что еще не сделали и что находится в пределах досягаемого, возможного.

Особенно интересные результаты для самооценки может дать составление письменного перечня ваших достижений, помимо педагогического стажа, например, ваше профессиональное образование, семинары, курсы или тренинга, которые вы прошли, ваши разработки, методические материалы. Представьте себе, что вы ищете новую работу и хотите представить себя как педагога в наиболее выгодном свете: составьте краткую профессиональную биографию так, чтобы она выглядела как перечень профессиональных достижений. Постарайтесь особенно подробно (и с любовью!) описать последние два-три года. В современной мировой практике краткая профессиональная биография широко используется как основной документ при поиске работы. Копии рассылаются возможным работодателям в государственные и частные учреждения, фирмы, учебные заведения. Для преподавателей особенно важно указание на фактически разработанные методические материалы, пройденные курсы и т.д., даже в тех случаях, когда они не подтверждены «громкими» именами известных институтов повышения квалификации или других госучреждений. При приеме на работу бывает достаточно индивидуальных отзывов о вас квалифицированных специалистов. Тем более уместны любые материалы о вас для аттестации, лишь бы они были реальными. Кстати, если после такой игры вам всерьез покажется, что администрация вас явно недооценивает, подумайте, не поискать ли составленному документу, а вместе с ним и себе более достойное применение.

Есть смысл и в так называемом «рабочем портфеле», составление которого сейчас получило распространение среди учителей США. Такой «портфель» представляет собой подборку всех основных рабочих материалов, которые характеризуют профессиональную деятельность и рост педагога. Сюда включаются копии методических разработок, докладов, публикаций, если они имеются, аудио- и видеозаписи фрагментов уроков и т.д.

Самооценка, как и оценка извне, включая и аттестацию, не самоцель, а инструмент. Она должна вам помочь. Разумеется, в продвижении, сначала внутреннем, а затем (может быть, и одновременно) и внешнем. Обратите особое внимание на свой потенциал. Существует известный стереотип, что возможности есть лишь у молодых, а делиться опытом могут убеленные сединами. Гораздо более плодотворна (и оправданна) позиция поиска новых возможностей: над какими новыми курсами или материалами к разделам вам было бы интересно работать? Какой методический опыт вы могли бы передать другим? Иначе говоря, речь идет о конкретной профессиональной характеристике ваших возможностей. А кто знает их подробнее, чем вы сами?

Самохарактеристика и самооценка особенно интересны, когда они предъявляются вашему профессиональному окружению. Аттестация создает такую ситуацию, когда коллеги и администрация получают возможность узнать о вас все то хорошее, что они в силу вашей скромности не могли узнать до сих пор. Помогите же им наконец достойно заполнить этот досадный пробел!

Отнеситесь с особым интересом к отрицательным мнениям и суждениям о вашей работе, если таковые обнаружатся. Подумайте, что здесь может быть обоснованным, а что является результатом недоразумения или явного недоброжелательства. Конечно, идеальный вариант - это такой уровень профессионализма, при котором любой, даже предубежденный человек отдаст должное вашей работе. Но даже если вы еще не на этом уровне, попробуйте сами отделить то, что вы считаете своими бесспорными достижениями, от того, что, мягко говоря, нуждается в пояснениях. Возможно, стоит подумать о том, как дать такие пояснения (например, к своим не вполне ясным для коллег методическим разработкам), как сделать так, чтобы у ваших коллег возникало меньше сомнений.

Но это все идеальные представления, могут сказать скептически настроенные учителя. А что если процедуры аттестации проводятся откровенно формально, ничего никому не нужно, никто ни в чем не заинтересован?.. Что ж, в этом случае вам удастся сыграть особенно изысканную шутку. Вы никому ничего не скажете о своих внутренних ориентирах, просто проведете самооценку и сделаете из нее выводы. И тогда даже при общей апатии и незаинтересованности вы получите конструктивные выводы о себе и (в отличие от многих ваших коллег!) извлечете из аттестации хотя бы какую-то пользу

Информация предоставлена Старцевой Е.А.

Последнее обновление 26.02.12 15:07